Саха (Якутия) Якутская диаспора  
 
Sakha Open World
 
Главная страница
 
Диаспора
 
Имена
 
Угол зрения
 
Камелек
 
Идеи и практика
 
Alma Mater
 
Детская площадка
 
Изба-читальня
 
Мир в картинках
 
Творчество
 
Консультации
 
Готовим вместе
 
Эмиграция
 
Архив, карта сайта
 
Наши партнеры
 
Ссылки
 
Гранты, конкурсы
 
 

  Свяжитесь с нами

Мы всегда рады интересным материалам для публикации на нашем сайте и идеям о том, как сделать сайт лучше и интереснее:

- Электронная почта

- Гостевая книга и форум

 

Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"

Куйаар - обсерватория культурного разнообразия.

Якутский сайт - Якутск

"Город Удачный" - виртуальное отображение жизни города Удачный и района в Интернете

   Имена

 

Тихонов Д.Г.

 

ХХ век глазами саха. Автобиографический очерк

 

 

Детство

 

 

Я родился 30 июня 1950 года в Медпункте деревни Суола Мегино-Кангаласского района в 16 часов местного времени. Мать заболела, еще находясь на сеноуборке, и ее привезли на телеге в местный Медпункт1 . Роды принимала акушерка Сергучева Ирина. Мать все время спрашивала, "...кто, мальчик или девочка". По традиции тех времен все желали мальчиков. Я пришел не головой вперед, а наоборот и акушерка говорила "...мальчик, мальчик, вот яйца черные, черные показались" и успокоила и обрадовала мою мать. Роды прошли нормально. Этот дом, где я родился, сохранился до наших дней.

 

Кто-то дал отрез ткани, где-то старую материю нашли и меня пеленали и принесли матери, а она заметила, что я черный как никто. Но это сильно сказано, но я действительно был очень смуглым. Видимо в то время модными были дети белокурые, снежной белизны. Я помню, что в детстве всегда потешались моим смуглым цветом кожи. И Скрябин Н. Е. меня научил на это ответить: "Нет, я не черный, а я белый как саары...". Саары - это кожа, подвергнутая специальной обработке дымом, в результате которой она приобретает черный цвет сажи.

 

В то время был тяжелый послевоенный период. Все сельчане были заняты работой в местном колхозе (см. фото 1). Как видно ни одного из сидящих нет сапог или ботинок, все сидят в торбасах.

 

 

Рис. 1. Жители деревни Суола в 50-ые годы, первый ряд слева направо: Тихонов Г.Е. (мой отец), Тихонов П.Н.

Рис. 1. Жители деревни Суола в 50-ые годы, первый ряд слева направо: Тихонов Г.Е. (мой отец), Тихонов П.Н.

 

 

До поступления в школу я не знал, что такое ботинки или сапоги. Поступление в школу является большим событием. В связи с этим еще с весны 1956 г. всем миром меня начали снаряжать в школу. В то время мы жили в местности Атах испит, рядом с санаторием Абалах. У колхозников в то время не только не было паспортов, но и зарплату получали натуральной оплатой, зерном, маслом и мясом. Итог подводили к концу года и туда на собрание ходили все, и эти собрания продолжались несколько дней. Про собрания Ходоринского наслега Мегинского улуса ходили легенды. Так, летом жители Ходоринского наслега решили проводить общий сход Ходоринского наслега и как всегда начали свое собрание на улице, утром. В пылу жарких споров, собравшиеся не заметили, что к обеду начал капать дождь. Когда встала невмоготу они перебрались в помещение хотона и там продолжили жаркие дебаты. Сколько там продолжалось собрание, никто не помнит, но уже близилось к вечеру, от дождя не выдержал хотон и внутри хотона начал капать еще сильнее дождя. Когда собравшиеся вышли на улицу продолжить свое собрание, то там не было сухого места, лежала лужа, тогда они перебрались на крышу хотона на единственное сухое место. Там собрание закончили глубокой ночью. В народе в шутку длинные собрания начали обзывать "Ходоро мунньа5а" ("Ходоринский мунньах - собрание). Почему так долго продолжались эти собрания (мунньахи), дело в традициях саха. Издревле саха решали все свои вопросы консенсусом. Поэтому грех было не давать слово любому желающему выступить. При этом выступающий может, говорить часами, и никто не имел право его останавливать. Об этом мы более подробно напишем ниже.

 

Родители продали из двух наших коров, самую лучшую корову Дьиэhиттэй, ее забили, и отец уехал в город Якутск ее мясо продавать на рынке. Корова была чудная, колмогоровской породы, давала очень много молока и сама была очень крупной весила наверно больше 200 кг, и обладала очень покладистым характером.. И мы дети ее очень любили. Мне было жалко своей любимой коровы, и мы дети все плакали, но что делать, так надо было. Это было зимой 1956 г. Отец уехал на быке и до города должен быть добираться через несколько дней, потому что город находился на левом берегу Лены, а наш наслег лежал на правом берегу примерно около 100 км от города. Из каждого наслега в городе были свои. Наши в городе останавливались у Апросимова, который перебрался в город с Морукского наслега. Его юрта стояла около Талого озера. Как рассказывают очевидцы, в 50-х годах около Талого озера был чистый якутский микрорайон, и он был сплошь застроен балаганами.

 

На вырученные деньги купили сепаратор молока производства ГАЗ, ботинки и портфель для меня. На костюм и другие атрибуты денег не хватило. В то время так дешево стоило мясо. Рядом в нескольких километрах находился санаторий "Абалах" и моя мама со мной туда ходили продавать масло, сметану, бруснику, землянику и яйца. Они стоили копейки. Там жил Петров Григорий многодетный инвалид, который зарабатывал фотографией. Мать заказала ему мою фотографию за вырученные копейки (см. фото 2.).

 

 
Фото 2. Слева мне 3 года с сестрой; Абалах в гости 1956 г.; На ысыахе 1957

Фото 2. Слева мне 3 года с сестрой; Абалах в гости 1956 г.; На ысыахе 1957

Мне шили костюм из старого костюма старшего брата, майки и кальсоны шили из белой материи. Летом, нарядившись школьной обновкой я пошел пешком в село Елечей из сайылыка Киис тиэрбит на общеколхозный ысыах. Родители пришли на ысыах после дневной дойки (см. фото 2 левый фото и 3).

 

 

Фото 3. На ысыахе в село Елечей 1957 год, с отцом и сестрой Маргаритой

Фото 3. На ысыахе в село Елечей 1957 год, с отцом и сестрой Маргаритой

 

 

Я помню свою жизнь с трехлетнего возраста. Мать моя работала дояркой, и мы жили в деревне лишь один год в балагане, который стоит сейчас на усадьбе Порядина В.Н., а так кочевали по разным сайылыкам и зимним фермам., летом всегда по сайылыкам, а межсезонье на подножный корм (отордооhун), на два-три месяца по заброшенным зимовьям (Отох - зимовье, обычно из балагана), для подножного корма скота. Весь домашний скарб помещался в одной сане. У нас не было коня, и мы всегда при переездах пользовались бычьей упряжкой. Самым дорогим из вещей был сепаратор, и ему обращали самое пристальное внимание, чтоб дай бог случайно упадет и разобьется. Когда мне было три года (см. фото 2 левое фото), мы жили в местности "Сыырдаах", рядом протекала речка "Чаарда", в которую впадал ручеек из большого рыбного озера "Сыырдаах". Летом, особенно весной, ловили рыбу мордой (по саха "туу") на речке "Чаарда". А ранней весной помню, пили суп, приготовленный из стружек поскребленной из подслизистой оболочки коровьей кожи. Мне казались очень вкусными эти тонкие стружки из слизистой оболочки, и его вкус я помню до сих пор. Меня заставляли караулить эти шкуры, потому что к этим шкурам прилетали сойки (по саха "кукаакы") и клевали жир. У меня болели глаза от яркого цвета, т.е. возможно, иридоциклит, симптомы инфицирования туберкулезной палочкой. Тогда я прибегал домой и уткнул лицо в подушку. За это время сойки успевали поклевать самые жирные кусочки со шкуры и меня за это ругали. Весной у коров отнимались задние ноги, и взрослые всерьез считали, что корову оседлали "абааhы"2. Обычно они снимали мои штаны, и били корову, пока она не станет, и побежит. Если побежит так и она дальше поправиться, потому что уже зеленая трава появлялась, и недуг само собой проходил. А взрослые считали, что абааhы испугался от штанов маленького ребенка и слез с коровы и удалился восвояси. Так бедно мы жили. Не только мы, а все так жили.

 

Инфицированность туберкулезом в то время была огромной. Обычно в фермах жили в соседстве несколько семей, по 5-6 семей в одном балагане. Постоянные переезды и соседи очень часто менялись. Вот и дети заражались.

 

Когда мне было 3-4 года, мы жили в соседстве с семьей Скрябина Николае Егоровича (Ньуука) в местности "Ньукуу ото5о", около сайылыка "Киис тиэрбит". Там я впервые пробовал конфеты. Ньуука был участником Великой Отечественной войны. Он был в самом пекле западного фронта под Ленинградом и остался жив, видимо, по своей природной смекалке. Ньуука часто ездил в город и приносил разные подарки. Он привозил конфеты монпансье в жестяной коробке. Родители сразу отбирали и давали мне по маленько. Обычно он сажал меня на свое колено и ждал пока, я все конфеты слопал. В 1953 г. родители купили старшему брату ружье "ЗАУЕР", продав кунана (3-х годовалого бычка). Купил это ружье в городе Ньуука. И мы стали чуть зажиточно жить, потому что, весной того же года мой брат Дмитрий (он первый, я второй) с Ньуукой с охоты приносили огромное количество разной дичи: гусей, турпанов и уток (кряква, шилохвост, мородушка-чирок-клоктун), а осенью зайцев. В то время дичи и зайца было полно, окрестности просто кишели ими. К счастью моя болезнь дальше не прогрессировала. Я поправился благодаря охотничьего дара своего брата. Саха исконные охотники издревле. В отличие от других народов Севера у саха очень развиты коллективные виды охоты. В 60-х годах, когда в центральных улусах Якутии зайца было много, охота на зайца методом загона ("куобах ууруутэ"), собирала от 40 до 120 человек. В день убивали 80-200 зайцев (см. фото 4). Мунха (рыбалка неводом подо льдом) собирает до 100 и больше человек. Эта традиция является также весьма древним. Ведь наши предки охотились на мамонтов также коллективно, загоняя их в болота или на тонкий лед озер.

 

Я не помню в своей жизни, хоть раз отменялись Правительством Республики Саха (Якутия) сроки весенней и осенней охоты на уток, хотя протестов было много, включая из Японии. Почему? На весеннюю охоту все мужское население Якутии готовиться еще с зимы. Когда начинается охота на деревне не остается ни одного мужика. В последние годы дичи мало, но все равно по привычке все выезжают на природы вспомнить свои древние корни. И я с сыновьями ездил на охоту, когда жили в Якутске, хотя около Якутска не могли хоть ранить одну утку. Большое удовольствие получали когда слышали шум крыльев мимо пролетающих уток и их весенние голоса. Попробуйте запретить эту традицию, ни одно Правительство не устоит от критики не довольных граждан любителей охоты.

 

Мои родители и я всегда вспоминаем об этих самых добрых временах соседства с семьей Скрябина Н.Е. Моя мама и Анна Донская крепко дружили до самой смерти, а отец с Ньуука. Когда моя мама в гости ходила к Анне, они не спали и всю ночь вспоминали о своей молодости. Они похоронены на одной кладбище в сайылыке "Киис тиэрбит", такова их воля.

 

Супруга Николая Егоровича очень приветливая, добрая и милосердная молодая женщина Донская Анна долго не рожала, поэтому Ньуука взяла на воспитание дочь своей покойной сестры Люцию. Люция была старше меня, и она командовала. Мы играли по окрестным аласам, ничего примечательного в этих аласах не было, единственное, что было много в них это кладбище. На следующий год Анна родила дочь Дашу.

 

 

Фото 4. На охоте на зайцев в Намском улусе в 1978 г. (Я на втором ряду справа налево третий)

Фото 4. На охоте на зайцев в Намском улусе в 1978 г. (Я на втором ряду справа налево третий)

 

 

Особенность аласов заключается в том, что на каждом родовом аласе имеется своя кладбище, обычно на возвышенности с южной солнечной стороны ("халдьаайы") или на восточной окраине. Тихоновы в основном лежать на южной стороне аласа "Туоралдьын" около родового имения Тихоновых на аласе "Биэттэк". Когда я маленький был, там было сотни могил. В позапрошлом году я туда съездил и посмотрел, что остался там один могильный камень. Так время стирает память о былом аласном периоде нашей жизни.

 

Что такое аласы? Алас на языке саха - плоские неглубокие впадины в районах распространения многолетнемерзлых пород, нередко с озерами на дне, образующиеся в результате протаивания и просадки грунта. Растительность лугово-степная. Размеры - от десятки метров до нескольких км в поперечнике. На аласах распространены торфяно-иловые и солончаковые почвы, хорошие сенокосы и пастбища. Обычно встречаются на широких террасах рек Вилюя, Алдана и Лены. Возраст самых древних аласов около 10 тысяч лет. Считаются, что возникли в результате карстовых явлений, в результате оттаивания вечно мерзлого грунта тайги. Если посмотреть карту с высоты космоса на мою малую родину, где прошло мое детство, то заметно, что аласы почему то расположены близко друг от друга особенно густо с южной стороны речки Суола, с северной стороны речки аласов почти нет (См. фото 5-6). Я всегда задавался вопросом. Не рукотворны ли эти аласы? Я внизу приведу доводы в пользу гипотезы о формировании аласов под влиянием древних людей (См. фото 7 - 11). Алас на фото 7-10 находиться с правой стороны дороги с деревни Табага на Суолу на высокой террасе аласа "Улуу сыhыы" слева от него протекает речка "Чаарда". Поблизости на террасе речки "Чаарда" находилось древнее захоронение в виде арангас. Это захоронение, видимо, сгорело во время лесного пожара 1960 г. Тогда в период июльской жары нас пригнали к этому месту для тушения пожара, когда мы работали на сеноуборке на аласе "Бютейдях эриэнэ". Мы с Петровым Никитой стояли на страже как раз на дороге от сайылыка "Улуу сыhыы" до старого маслозавода. Огонь был страшной силы, и он перебросил огонь через нас на противоположную сторону дороги примерно на расстоянии в метров 100. Старая лиственница, стоящая у дороги вспыхнула как свеча, и языки пламени взметнулись в небо с оглушительным шумом. Было очень страшно. Мелкие искры попадали на открытые части тела, вызывая жуткие боли, тогда мы вскрикивали и подпрыгивали как ужаленные пчелой. Но мы не дрогнули, не отступили. Мелкие очаги тушили, чем могли. К счастью огонь больше не перекинулся и мы остановили его на нашем рубеже. 10-летние мальчики проявили геройство, но кто отметить наше геройство, в то время вся жизнь была сплошь геройством. Мы заметили, что огонь с другой стороны речки "Чаарда" пошла дальше низом. С огня нам выскочил заяц, и мы его поймали и съели, ведь в жару мы целый день ничего не ели. На фото 11 изображен алас с левой стороны той же дороги между сайылыком "Улуу сыhыы" и "Ырыа унуо5а".

 

Если возраст больших аласов как Абалах, Табага около 10 тысяч лет, они могли образоваться за счет палов или пожаров. То маленькие аласы, как бусинки, разбросанные по самым густо населенным местам речки Суола, возможно рукотворны. Я написал книгу в которой пытаюсь доказать, что предки саха обитали в этих краях с незапамятных времен, возможно 20-30 тысяч лет3. В Якутии эту книгу из ученых никто не заметил, кроме народного поэта Якутии Рафаяла Багатайского, моего земляка4, и журналиста Максима Сибирякова5, но зато эту книгу заказали из Турции, она передана в один из университетов Канады, недавно эту книгу выписали библиотеки Гарвардского университета, еще одна библиотека из западных штатов (США) и Кембриджского университета (Англия).

 

Когда у меня было пять лет, мы жили в деревне Суола. Тогда я впервые увидел кино. Первое кино, которого я посмотрел, был индийский фильм "Бродяга", где играл Радж Капур6. Ночью вернулся в свой балаган, разбудил маму и долго рассказывал содержание фильма. Я был очень любознательным, хотел допытываться до истинных причин всего окружающего. Своими вопросами: "Почему?" я надоедал почти всем с кем довелось мне встретиться. На все мои вопросы старались терпеливо отвечать молодые девушки Гаврильева Зина и Петрова Шура. Оба были грамотными, окончили 8-10 классов средней школы и их ответы формировали мне материалистический взгляд на окружающий мир. Шура вышла замуж 1955, а Зина 1957 году и впоследствии они рожали много детей. До старости лет они вспоминали, как я их докучал своими дурацкими вопросами. Из юношей ни шагу не отставал от Кирилла Тастыгина. Иногда я видимо его надоедал. Тогда он предлагал мне играть прятки. Заводил меня в неглубокую силосную яму, откуда можно выбраться с большим трудом, а сам выскакивал из ямы и удалялся восвояси. Я плакал изо всех сил, но некому было это услышать. Я быстро успокаивался, выбирался из ямы и даже не искал его, потому что я знал, что таким образом это он от меня удирал. На следующий раз я его не давал себя обмануть и целый день с ним по пятам ходил. Кирилла было второе ласкательное, народное имя. В то время многие имели второе имя, которое было более известно среди окружающих, чем его официальное имя. Сами носители второго имени не любили их называть этим именем и принимали за оскорбление. Поэтому никто при них не называл их вторым именем. Всему виной к тому, что Кириллу приклеилась второе имя, виновата песня. Он любил петь и весьма не дурно. На новогодние праздники он пел песню со словами: "... Кыhыл комус о5уруолуу кылбачыhар туораахтар"... И одно слово из этой песни ему приклеилось как псевдоним, Ксенофонтову Николаю, моему ровеснику приклеилась имя "Коля Ньамараай", от частушки, которую он пел: "Коля, Коля, не марай, сиди дома, не гуляй". Среди взрослых были чудные прозвище: Ласкынньах, Боодонко, Хоогур, Дарылас, Моччох, Туллай, Дибдир, Килиэ, Лэкиэс, Торотуу, Мамыай, Хосхой, Оллой, Туутанка, Кытыалыма, Уой-Бэдээ, Муочаана, Туутээс, Харчылаах Татыйаас и т.д. Прозвище носили обычно неординарные личности, заметные в жизни наслега. Мой отец не имел прозвище, потому что был тихим, немногословным стариком, никогда не выступал на собраниях, ничем не обычным своих сограждан не привлекал, хотя рассказывали, что он в молодости обладал не дюжинной силой, но и этого старался не показывать.

 

 

Фото 5. Моя малая родина, где прошло мое детство с высоты космоса

Фото 5. Моя малая родина, где прошло мое детство с высоты космоса

 

 

Фото 6. Аласы с высоты космоса. Внизу справа озеро Абалах, а слева озеро Табага. Южнее речки Суола обилие аласов, а севернее их почти нет.

Фото 6. Аласы с высоты космоса.

Внизу справа озеро Абалах, а слева озеро Табага. Южнее речки Суола обилие аласов, а севернее их почти нет.

 

 

Фото 7. Пни на дне формирующегося аласа. Видно, что деревья были срублены давно, возможно не топором, а батыйа.

Фото 7. Пни на дне формирующегося аласа. Видно, что деревья были срублены давно, возможно не топором, а батыйа.

 

 

Фото 8. Пни высокие и деревья толстые, таких деревьев около этого аласа нет.

Фото 8. Пни высокие и деревья толстые, таких деревьев около этого аласа нет.

 

 

Фото 9. Все пни весьма высокие

Фото 9. Все пни весьма высокие.

 

 

Фото 10. Вид сверху с того же формирующегося аласа. Воды стало меньше и по бокам уже растет луговая растительность, из-за пастьбы коров его поверхность стало более ровной

Фото 10. Вид сверху с того же формирующегося аласа. Воды стало меньше и по бокам уже растет луговая растительность, из-за пастьбы коров его поверхность стало более ровной.

 

 

Фото 11. Рядом формирующийся алас более позднего периода. Пни довольно низкие и луговая растительность еще не формировалась воды еще много. Когда я был маленьким, это место называли дуθдэ и она вся была заполнена водой.

Фото 11. Рядом формирующийся алас более позднего периода. Пни довольно низкие и луговая растительность еще не формировалась воды еще много. Когда я был маленьким, это место называли "дуθдэ" и она вся была заполнена водой.

 

 

Мать моя была очень набожной, но верила в своего бога Айыы. Родители запрещали сквернословить, громко кричать и всегда объясняли свои запреты просто: "Так нельзя, Айыы". По праздникам всегда задабривали богов, принося подношения к огню и произнося "алгыс". Отец мой был совсем немногословным и порой не произносил ни одно слово пока мы ехали на быке на дальние сенокосные угодья за стогом сена (Фото 12). Я помню, что он меня учил к жизни и говорил: "Живи как все люди, не высовывайся, мир велик, на хитрого хитрый, на умного умный, на сильного сильный найдется. Учись, гонитесь за учебой, посмотри как "комиссары"7 живут, образованным будете не хуже их будете жить" ("Дьонтон чорбойбокко дьон тэнинэн сырыт, Аан дойду киэн сытыыга сытыы, ойдооххо ойдоох, куустээххэ куустээх костуо. Уорэн, уорэ5и батыс, кор хамыhаардар хайдах олороллорун, уорэхтээх буоллаххына кинилэртэн итэ5эс олоруон суо5а"). Это был его горький опыт и выводы, которые он сделал от жестокого начала ХХ века. Об этом напишу, когда я расскажу о жизни отца.

 

Весной, когда жили в местности "Атах испит", мы с отцом пешком пошли на "Булгунньах", где строилась ферма. Мы туда должны переехать, когда ферма вступить в строй. Мне казалось, что это грандиозная стройка. Почему-то запомнилось, что строители повесили на самой макушке высохшего дерева высотой до 30 м. флюгер, я удивлялся, это как они могли выкарабкаться на такую высоту.

 

Когда мы переехали на Булгунньах, уже были построены 4 дома просторные и современные, ферма была напичкана техникой, поилками, релсами для выноса навоза, оборудованием для приготовления корма и т.д. Мы жили уже в современном просторном, деревянном доме с печкой и с деревянным полом, большими двойными окнами. В канули в прошлое камелек, ледяные окна и земляные полы. Так, постепенно начала проникать цивилизация в наши края.

 

 

Фото 12. С отцом едем за стогом сена 1966 г. (Моя фотография)

Фото 12. С отцом едем за стогом сена 1966 г. (Моя фотография)

 

 

С Булгунньаха я в 1957 г. пошел на начальный класс Морукской начальной школы в деревне Суола, которая находилась от нашей фермы в 7 км. Как всегда поехали с отцом, и он устроил меня у семьи Егорова Байбала (Хоо5ур). Так началась моя школьная жизнь и приобщение к знаниям.

 


 

Примечания:

 

1 В то время в Якутии колхозницы не пользовались, ни дородовыми, ни послеродовыми отпусками.

2 "Абааhы" об этом мы будем более подробно рассуждать ниже.

3 Тихонов Д.Г. Загадки саха, сюнну и американских индейцев. - Якутск, 2008. - 120 с.

4 Багатайский Рафаэль. Газета Кыым.

5 Сибиряков Максим.

6 "Бродяга". Производство Индия, 1951. Режиссер Радж Капур, в главной роли Радж Капур.

7 "Комиссары" - это он имеет в виду зарождающийся бюрократии начала советской власти. От слова "Народный комиссар - Нарком".

 


30 июня 2010

 

 

 

Мнение авторов публикаций может  не совпадать с мнением создателей сайта 
    Design: Ron & Galia Williams 
  (с) copyright 2002-2014 | Sakha Open World | Sakha Diaspora | all rights reserved