Саха (Якутия) Якутская диаспора  
 
Sakha Open World
 
Главная страница
 
Диаспора
 
Имена
 
Угол зрения
 
Камелек
 
Идеи и практика
 
Alma Mater
 
Детская площадка
 
Изба-читальня
 
Мир в картинках
 
Творчество
 
Консультации
 
Готовим вместе
 
Эмиграция
 
Архив, карта сайта
 
Наши партнеры
 
Ссылки
 
Гранты, конкурсы
 
 

  Свяжитесь с нами

Мы всегда рады интересным материалам для публикации на нашем сайте и идеям о том, как сделать сайт лучше и интереснее:

- Электронная почта

- Гостевая книга и форум

 

Международный детский фонд "Дети Саха-Азия"

Куйаар - обсерватория культурного разнообразия.

Якутский сайт - Якутск

"Город Удачный" - виртуальное отображение жизни города Удачный и района в Интернете

    Угол зрения

Работа профессором Якутского Государственного Университета, изобретение игры JIPTO (базовая версия этой игры - "Сонор"), дипломатическая работа в UNESCO в Париже - вот некоторые вехи профессионального пути Григория Васильевича Томского. В настояшее время профессор Томский работает над новым романом об Аттиле, легендарном предводителе гуннов, и над сценарием к фильму.  Предлагаем Вашему вниманию краткое изложение его точки зрения о теории монотеистического танграизма, которой придерживаются многие видные деятели науки и культуры Якутии.

Григорий В. Томский

Танграизм

Подавляющее большинство французов считает, что "в наше время каждый сам должен определить свою религию, независимо от Церквей", что интерпретируется как проявление индивидуализации веры - "одной из наиболее характерных черт" современности (Jean-Paul Willaime, "Sociologie des Religion", Paris, PUF, 1995, p.101). Только 16% французов считали, что "истинной является единственная религия" (Willaime, p.102). Поэтому надо относиться по крайней мере терпимо к тому, что многие якуты продолжают практиковать свою традиционную танграискую религую, причем каждый по-своему.

Мой танграизм

Данный текст был написан для переосмысления и систематизации моих взглядов на религию.

Как каждый якут, я имел представление о нашем пантеоне богов, считая что наши предки были политеистами. Наши летние праздники ысыах по сути дела являются тангрианскими праздниками. А что говорить об обязательном обряде кормления духа огня при торжественных случаях или на лоне природы, о почитании священных мест, гор, деревьев. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами.

Правда язычники (т.е. политеисты) не имеют высокого рейтинга в Европе.  Я знал, что Чингис-хан и его потомки твердо придерживались монотеистических взлядов на тангрианскую религию. В нашем языке почти треть слов монгольского происхождения, многие якутские роды, например хоринские и туматские, происходят от монгол, большинство якутских племен пришло на Среднюю Лену в XIV веке после распада монгольской империи. К тому же монголы унаследовали свою религию от древних тюрков и гуннов, наших других предков. Это мне дало основание уверенно объявить себя монотеистом, не утверждая при этом, что другие якуты также придерживаются такой интерпретации танграизма. После популярного объяснения того, что такие великие люди как Аттила и Чингис-хан были танграистами, партнеры начинали видеть в меня представителя древней и престижной культуры. 

Наука и религия

Внимательному отношению к таинственным явлениям меня подталкивает собственный опыт. Я был вещим ребенком (по-якутски "биттээх ого"). Эта способность исчезла, когда мы покинули дельту Лены, переехали в Жиганск, и я пошел в школу. Что же это было? Телепатия или что-то еще другое? Часто в книгах и в беседах со специалистами ищу ответ. Но я не верю расплодившимся в огромном количестве профессиональным гадальщикам. Только во Франции их более пятидесяти тысяч. Согласен с Ив Линоном, который пишет, что дар ясновидения не может быть только эпизодическим, не может длиться всю жизнь и может проявляться только в некоторых местах (Yves Lignon, "L'autre cerveau", Albin Michel, 1992).

Некоторые психологи говорят, что я потерял свой интересный дар из-за напряженной учебы и интеллектуальной работы, не исключено, что этот дар вернется, когда на пенсии смогу посвятить много времени медитации. Действительно, я много учился и занимался научной работой: стал доктором физико-математических наук, имею также дипломатическое и юридическое образование.

Я знаю с каким трудом делаются научные открытия, как мало мы знаем. Наука как факел, как костер, который разгорается, освещает все больший участок знания, но дальше начинается неведомое, которое я буду называть в этом тексте Мистикой.

Кроме того, в Тангра верили мои предки, и я рад осознавать себя наследником оригинальной культуры, имеющей древние духовные традиции. Этого мне достаточно. При таком понимании не возникает вопроса о местожительстве Тангра, облике, его роли создателя вселенной. Об этих вопросах не спорили много и наши предки.

Монотеистические религии отказываются дать формальное определение Бога ибо это, например, по христианской терминологии "нечто совершенное, беспредельное, бесконечное", он неописуем, "Невозможность определения того, что есть Бог, связана и с тем, что такое определение пытаемся дать именно мы - люди, то есть существа конечные, ограниченные. Создание подобного определения означало постижение бесконечной Божественной сущности конечными методами" (Николай Чамеревский). 

Классический танграизм

На берегу Орхона (в современной Монголии) на каменных стелах высечены слова древнетюркских каганов: "Подобный Тангра и возведенный на трон волей Тангра". Далеко на западе болгарский гид рассказывает туристам, посещающим развалины древнего каменного города: "Это фундамент храма бога Тангра".

Религия Чингис-хана

Когда победа в борьбе за власть стала склоняться в сторону Чингис-хана, он заявил: "Это с помощью и при покровительстве Вечного Тенгери я победил кереитов и достиг такого высокого положения".

Его внук Хулаги писал Святому Луи, королю Франции: "Тенгери выбрал нашего предка Чингис-хана ... своего сына".

Сохранились и другие письма монгольских ханов, свидетельствующие об их вере.

Религия Аттилы

Известно, что монголы были продолжателями традиций степных народов, идуших от гуннской эпохи. Как пишет французский академик Рене Груссе: "Гунн, тюрк или монгол, человек степи с большой головой, мощным туловищем, короткими ногами, не слезающий с седла ... совершенно не изменился в течении пятнадцати веков набегов на оседлые цивилизации" (Grousset, "L'empire des steppes", Paris, Payot, 1965, p.119).

Моя интерпретация самоназвания гуннов ("hun" по-латински) основано на среднеазиатском (согдийском) произношении kun названия этого народа и на якутском героическом эпосе, героями которого являются не якуты, а люди солнечного племени. Описание религиозных ритуалов гуннов подкрепляет эту догадку (поклонение Небу, Солнцу и Луне). Характерен в этом плане титул их правителей: "Рожденный Небом и Землей, поставленный (т.е. посаженный на трон) Солнцем и Луной Великий шанюй". Причем титул "щанюй", сильно смягченный китайским произношением, можно интерпретировать как "хан-ый" - "луноподобный хан". Многие исследователи, например, академик Рене Груссе и профессор Николай К. Антонов, считают, что известное по китайским источникам слово tcheng-li, "является транскрипцией тюркского и монгольского слова "тангри" (Grousset, p.54). 

Я верю этой точке зрения, но не призываю никого тоже верить этому. Неверие в данном случае мне кажется менее обоснованным, чем вера. Моя вера дает мне удовольствие испытывать гордость за предков и снимает всякое чувство неполноценности в беседах с любыми партнерами. При этом, например, вера части русских в том, что этрусски были в числе их предков меня сильно не шокирует

Имена жен Аттилы известны по греческим источникам: Керка, Енга, Еска, Илдиго. Характерное окончание "ка", "го" я сближаю с "куо" героического эпоса.

Интересно чисто якутское имя старшего сына Аттилы "Эллях = Эллээх".

Первый гуннский император назван Модуном (обычная транскрипция его имени "Модуэн" (Mao-touen по-китайски)). Имя Модун ("могучий" на языке саха) вполне соответствует его деяниям. Таким образом, я думаю, что "Mao-touen = Модун".

Вспомним формулу из олонхо "Одун-хан ураагынан, Чынгыс-хан ыйаагынан" ("по решению Одун-хана, по велению Чингис-хана") или близкие к этому выражения. Слово "ыйаах" родственно словам "ясак", "ясса" ("указ", "закон"). Можно сказать, что герои олонхо придерживаются "Яссы Чингис-хана"!

Якутский дух войны Илбис, по мнению Ф.Ф.Васильева, происходит от арабского имени дьявола Илбис. Сохранились смутные вспоминания о божестве Алла Тангара, которое впрочем легко интерпретировать как одно из имен единого и всемогущего Тангра.

Выражение "иметь поводья за спиной" означает "повиноваться воле Бога".

"Курдах" - еще одно якутское имя.  В исторических источниках ((римско-греческих) пишут "Куридах - царь народа акатцир". Одного дядю Аттилы звали также по-якутски "Ойор-Барс" (Oebarse в римско-греческой транскрипции). 

Племена Алтая основали менее чем сто лет после смерти Аттилы знаменитый Тюркский каганат. Предки древних тюрков входили в первую гуннскую империю, основанную Модуном. Тюрские правители на многих памятниках письменно засвидетельствовали, что они были тангрианцами. Они утверждали, что власть им дана самим Тангри (uze kek Tengri). Ясно, что для легитимизации своей власти тюрские правители использовали веру в Тангра, бывшей традиционной и общепризнанной религией подвластных им народов и племен.

Политеистическое толкование тангрианской религии, свойственное многим якутам, я объясняю влиянием северных народов. Жан-Поль Ру считает, что монотеистическая интерпретация тангрианской религии усиливалась в эпохи единства степных народов, а политеистическая интерпретация находила больше сторонников в периоды распада и раздробленности

Приятно, что якуты сохранили самоназвание "саха". Видимо древняя цивилизация сака было настолько престижной, что память о ней сохранялась до недавнего времени

Танграизм как великая религия

Религию, зародившуюся более 2300 лет назад, просуществовавшую на огромных пространстах Евразии более 1500 лет, служившую идейной основой самых великих империй, трудно не называть великой. Жан-Пол Ру пишет, что тюрко-монгольские народы сыграли важную роль в политической истории и в культурном развитии Евразии и что "надо полагать, что их религия по своему уровню соответствовала их действиям" (J.-P.Roux, "La religion des Turcs et des Mongols", Paris, Payot, 1984, p.284).

Идейная основа древних империй

Танграизм долго служил делу сплочения народов Великой степи. Достаточно еще раз процитировать Жан-Поль Ру:  "Это была сильная идея тюрков и монгол, повторяемая в течении двух тычяч лет от древних гуннов (хуннов) до оттоманских турок: "Как на небе есть только один Бог, то и на земле быть только один правитель" (Roux, "Histoire de lEmpire mongol", Paris, Fayard, 1993, p. 242).

Совместимость с другими великими религиями

Военное искусство степных кавалеристов рано достигнув совершенства развивалась далее медленно в силу именно этого достигнутого высокого уровня. Тангрианская религия рано оформилась в монотеистическую религию, служившую с успехом фундаментом государственной идеологии великих империй.

Дальнейшее усложнение и догматизация этой религии были невозможны именно из-за ее широкого распространения. В отличие от христианства, где  церковное руководство могло принимать волевые решения о правильности той или иной интерпретации и боролось против инакомыслия, тангрианская религия была основана только на общих принципах, признаваемых практически всеми тюрко-монгольскими племенами. Детализация могла противоречить постоянным попыткам объединения этих племен вокруг властелинов и народов, получившим те или иные, убедительные для степняков, знаки благосклонности Тангра.

Конечно, разные народы и племена начинали интерпретировать по-разному свою веру в Тангра в периоды длительной раздробленности. Некоторые племена начинали склоняться к политеистической трактовке под влиянием своих языческих соседей. Но когда зарождалась новая империя, то государственная идеология старалась усилить монотеистическую трактовку тангрианской религии.

Это видимо делалось вполне сознательно и не только для усиления идеологического основания власти могучих ханов, но и для обеспечения совместимости государственной религии с религиями покоренных народов.

Степняки считали, что на самом деле они верят в того же Бога, что и христиане, мусульмане, иудеи, что все религии являются различными путями, ведущими к единому и великому Богу.

Современный якутский танграизм как форма религии

Скажем сразу, что не существует никакого общепринятого определения религии. Поэтому обсудим в этом параграфе только один вопрос: можно ли сегодня говорить о существовании якутского танграизма?

Ответ для меня утвердителен. Традиционный ысыах в день летнего солнцестояния является самым большим праздником Якутии. Праздник открывают белые шаманы танграискими молитвами. Огромное количество нарядных сэргэ - священных столбов - украшены танграискими крестами и другими древними символами. Эти символы встречаются везде: на одежде, посуде, всевозможных предметах быта. Перед каждым более или менее торжественным ужином или кушая у костра на лоне природы, якуты обязательно кормят духа огня как древние гунны (и римляне), часто произнося при этом короткое заклинание. Часто с таким же трепетным чувством якут встречает восход солнца, находясь на высокой горе или в другом священном месте. Существует государственная система заповедников "Священные прекрасные места" ("Ытык кэрэ сирдэр"). Тем не менее у многих остается смутное чувство, что якутский танграизм - не настоящая религия. Нет многих привычных атрибутов религии: икон, статуй, богов, храмов, священных книг. Ответ находим у Жан-Поль Ру, который думает, что алтайские народы считали, что сооружение икон и статуй "противоречила бы небесному величию Бога" (Roux, Religion, p.232). Если нет икон и статуй, то нет и необходимости в особых зданиях для них - храмах. В 1222 году в Бухаре Чингис-хан побеседовал с мусульманскими богословами. Он был согласен с верой в единого и всемогущего Бога, ролью пророка, регулярными молитвами. Он выразил удивление только по поводу паломничества в Мекку: "Весь мир является Божьей обителью, зачем ехать в какое-то определенное место?" (Roux, Empire, p.216). 

Что качается священных книг, то Библия теперь воспринимается как сборник мифов о создания мира и истории еврейского народа. Евангелие описывает жизнь и деяния Христа. Тюрко-монголы отличались здравым смыслом, специалисты удивляются логичности их языков. Их мало интересовала роль Бога в сотворении мира, и они сильно не увлекались историями об этом: "Бог действует чаще всего опосредованно, а не самолично. Его представителе, является, в частности, монарх, получивший от Него значительную часть Его могущества; который должен действовать только в согласии с Ним. Я уже говорил о том, что Его роль создателя не вызывала много интереса". В этом плане монгольское "Сокровенное сказание" о Чингис-хане приближается к священной литературе. К этому надо добавить Яссу Чингис-хана.

Рассказы о непорочном зачатии также относятся к монархам, посланникам Тангра. Известно, что примерно 140 лет после чудесного рождения Христа, родился Таншихай, ставший основателем сяньбийской империи в Монголии, Его отец, вернувшись домой после трех годов службы в гуннской армии с гневом и удивлением обнаружил новорожденного мальчика. Жена поклялась в верности и объяснила, что однажды она услышала гром в чистом небе. Она удивленно подняла голову к небу и в ее разинутый рот упала градинка. Вскоре она почувствовала себя беременной. Суровый воин в отличие от мирного плотника Иосифа не поверил рассказу своей молодой жены, и будущий император воспитывался у родственников. 

Известно, что гунны и позднее булгары иногда строили храмы Тангра. Можно предположить, что они появились под влиянием оседлых народов.  

Что касается сборников танграиских молитв и заклинаний, то они существуют. Существуют даже научная танграиская литература, посвященная педагогическим и моральным аспектам этой религии.

Нет, правда, строгих канонов, да это и не нужно. Танграистам было бы смешно тратить много времени на ненужные споры. Истолкование основ танграизма в том или ином духе никак не отражается в ее практике: простых обычаях и стремлении придерживаться норм морали, содержании коротких молитв и благословений.

Некоторые скажут, что нет крещения или другого способа посвящения в религию. Но этого не было ни в древнем Риме или Греции, этого нет и в некоторых восточных религиях. Для белых шаманов - жрецов танграиской религии - в древности вероятно существовали специальные обряды посвящения.

Танграизм и шаманизм

Таким образом, танграизм был религией тюрко-монгольских народов по крайней мере в течении 1500 лет - от Модуна до внуков Чингис-хана - и продолжает практиковаться до сих пор в Якутии. В то время как шаманизм существует на пяти континентах у всех народов мира с недогматизированными религиозными взглядами.

В сознании обычного европейца слово "шаманист" воспринимается обычно как "представитель (отсталого) народа, не исповедующего ни одну из великих мировых религий".  В одну кучу сваливаются индейцы, папуасы, жители Африки, чукчи и якуты. Стирается огромная разница, существующая между тюрко-монгольскими шаманами, как Великий шаман Теб-Тенгери, короновавший Чингис-хана, и кодунами австралийских аборигенов.

Поэтому я воздерживаюсь в беседах с западными партнерами от объявления себя шаманистом. По существу вопроса о шаманизме и шаманских способностях чувствую себя пока недостаточно компетентным, чтобы высказывать обоснованную точку зрения.

Могу только сказать, что способные шаманы часто были гипнотизерами, поэтами и певцами, способными в тяжелой одежде во время танца совершать прыжки в полтора метра высотой, могли глотать горящие угли, совершать немыслимые фокусы, лечить ... И их было много. Наличие такого большого количества разносторонне одаренных людей вызывает искреннее удивление.

Танграизм и педагогика

Профессор Иосиф С. Портнягин в своей книге "Этнопедагогика "Кут-сюр" (М., Аcademia, 1999) формулирует нравственные заповеди танграизма следующим образом:

- всегда будь правдив, честен, справедлив;

- никогда не убивай, не разрушай, не ломай;

- будь чистоплотным, порядочным и организованным;

- не завидуй другим, не кради и не воруй;

- не будь бесплодным спорщиком, зловредным и жестоким;

- отвергай дурные привычки, не обижай слабых;

- будь мудрым и умным в своих деяниях;

- будь целенаправленным, не бойся трудностей;

- не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым и душевным.

По Яссе Чингис-хана за крупное воровство, клевету, супружескую измену, взятничество, мошенничество полагалась смертная казнь.  

Свобода перехода в другую религию

Для тех, кто интересуется глубоко вопросами существования и спасения души, возможности перехода после смерти в иные миры (например, в рай или ад) тангрианская религия в моем понимании недостаточна. Существует группы интеллектуалов, которые переосмысливают традиционное тангрианское учение о трех душах "кут".

Их усилия часто наталкиваются на непонимание и рассматриваются со стороны православной церкви как попытка возрождения язычества. Лично я ничего предосудительного в такой попытке не вижу. Те же идеи при монотеистической интерпретации танграизма воспринимались бы всеми более спокойно. В этом состоит главное преимущество монотеистического истолкования танграиской религии в сегодняшнем мире.

Другой путь состоит в принятии христианской или иной другой веры. При этом вполне можно оставаться танграистом. Ддя якутов дело облегчается тем, что при переводе любых священных текстов Бог отождествляется с Тангара. Оставаться танграистом для них означает продолжение следования ставших автоматическими у любого якута жестов: кормления огня, участие при случае в обрядах встречи Солнца, частые благословения и добрые пожелания. Короткая молитва, обычно мысленная, может быть христианской, мусульманской или буддистской... 

При этом танграист будет, как правило, более терпим к другим религиям, что соответствует общей тенденции развития религий.

Cовместимость с научным мировозрением

Мистика и Наука

Сила в физике определяется ее эффектом. Если человек ощущает на себя какие-то положительные эффекты, необъяснимые воздействием известных науке сил, полей и других источников, то он, конечно, имеет право называть источник всех этих благотворных эффектов Богом. Такой ход рассуждений применим и к древнему человеку, не знавшему электромагнитных полей и обожествлявшему, например, молнию. Ввиду неисчерпаемости реальности и ограниченности сознания, понятие Бога как совокупности всех неизвестных сил, полей и их источников, способных помочь человеку, является вечным и полезным понятием. Мистика и неведомое всегда останется бесконечной, а Научное знание, добываемое с таким большим трудом, конечным.

Тем большего преклонения заслуживает Наука, которая освящает своим светом все больший участок Бытия и ускоряет свой прогресс. Для обычного человека Наука остается в значительной мере Мистикой. Обычно он верит ученым, особенно представителям точных и естественных наук. Сами ученые разбираются хорошо только в области своих интересов и верят в то, что говорят признанные авторитеты в других областях. Таким образом, сама наука построена на Вере.

Душа и бессмертие

Не буду анализировать танграиское понятие души ("кут") и трех ее компонентов. Танграиская религия не содержит труднодоказуемых утверждений о существовании или несуществовании загробного мира, рая или ада. В смысле отсутствия незыблемых догм и проверяемых практикой утверждений она вполне совместима с научным мировозрением. В то же время танграизм толерантен и не борется против веры и убеждений других.

Я допускаю, что наука можеть добиться решения задачи обеспечения бессмертия души. Клетки тела непрерывно возобновляются или трансформируются. Для меня душа является совокупностью жизненных ценностей, знаний, компетенции и творческих возможностей личности.

В этом смысле не имеет смысла мечтать о сохранению души или обеспечению бессмертия даже ярких, но опасных для всего человечества личностей как Гитлер или Сталин.

Знания личности сохраняются со все большим успехом со времени появления языка, изобретения потом письменности, книгопечатания. Появление и ускоренное развитие информатики дает большие возможности и неограниченные перспективы. Жизненные ценности также могуть быть в значительной мере сформулированы. По крайней мере для личностей с благородными и ясными жизненными ценностями, не стыдящимися ни своего мировозрения, ни своих жизненных целей. Скрытность в этом вопросе, так ярко видная в интернете, где почти все выступают под масками, или лицемерие являются факторами, которые снижают интерес к таким душам.

Наибольший интерес для меня представляет творческий компонент личности. Как было бы прекрасно общаться с душами Леонардо да Винчи, Пушкина и других незлобных, творческих гениев.

Источник жизненной силы

Это также символ, позволяющий мобилизовать мои психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы. Таким образом, для меня короткая тангрианская молитва - это способ мобилизации своих психологических возможностей и жизненных сил, "подзарядка" дополнительными ресурсами из окружающей среды.

Символы и атрибуты

Солнце и луна

Я воспринимаю флаг Якутии (Республики Саха) с его голубым небесным цветом и белым солнцем как тангрианское знамя. Ведь Тенгри часто отождестлялся с Вечно голубым небом и якуты сохранили это древнее истолкование слова "тангара" в своей поэзии. Таким образом, в современной Якутии тангрианские знамена развеваются на административных зданиях, их мы видим во всех государственных учреждениях и многих школах. Это явление можно сравнить с наличием изображения креста на флагах многих европейских стран или полумесяца на флагах мусульманских государств.

Танграиский крест

Тангрианский крест настолько распространен как орнамент, что якуты не помнят его названия. По-тюркски крест называется "аджа". Это меня иногда смущает, ибо враждебное танграистам племя в олонхо называется "аджарай". Не исключено, что наши предки были в конфликте с некоторыми христианскими тюрко-монгольскими племенами несторианского толка.

В любом случае равносторонний крест является древнейшим символом самой тангрианской религии. Приятно, что он выгравирован на парадных дверях парламента Якутии.

 

Искусство степей и другие символы

Значительный процент якутов имеет национальные костюмы, которые они одевают по случаю больших праздников. Я не имею такого костюма, но был бы рад носить элеметны одежды с декоративными тангрианскими символами. Для этих целей подходят, например, пряжки ремней и галстуки. На пряжках ремней достаточно выгравировать тангрианский крест, еще лучше и декоративнее репродукции элементов древнего и престижного искусства степей "звериного стиля". Это перспективная тема для творчества народных мастеров.

 

Заключение

Вера существует даже в математике - самой точной науке. Современная математика основывается на разных системах аксиом. Выбор той или иной системы аксиом для своего исследования в некоторой степени определяется верой исследователя. Так, некоторые математики с большой осторожностью относятся к понятию бесконечности и не верят во многие результаты классической математики, полученные, например, с использованием метода трансфинитной индукции.

Что же говорить о других науках, например, истории. Она насквозь пронизана верой. Нам достоверно известны только разрозненные факты. О многих событиях остались противоречивые свидетельства.  В этих условиях до недавнего времени преобладала тенденция идеализировать своих отечественных деятелей, верить и очернять их противников. Принимались на веру только сведения, соответствующие такой интерпретации, все остальное отвергалось с негодованием.

Я не копаюсь сильно в истории танграизма и особенно в его истоках, не стараюсь восстановить ее самую правильную интерпретацию. Известные факты показывают, что это была великая религия в период своего наибольшего распространения.

Долго прослужив Науке, не люблю бездоказательных рассуждений, дающих видимость объяснения той или иной области Мистики. Но Вера в те иные объяснения - дело сугубо личное, если оно не наносит прямого ущерба другим. Считаю бесполезным спорить о существовании или несуществовании Бога (Тангара на литературном якутском языке, но я произношу это великое имя на древний манер: Тангра). Поэтому я верю и не верю в Тангра. Для меня Тангра является совокупностью всех неизвестных сил, полей и их источников, способных помочь человеку.

Монотеистической интерпретации танграизма придерживаются многие эрудированные деятели науки и культуры Якутии : писатели Николай Лугинов и Урсун, артист кино и театра Спартак Федоров, министр и ученый Василий Алексеев, ученый-педагог Антонина Петрова и многие другие.  

Sakha Diaspora: Судя по отзывам в Гостевой книге, тема вызвала неподдельный интерес читателей, и поэтому профессор Г.В.Томский опубликовал полный текст на конференции своего сайта для того, чтобы участники конференции имели возможность задать вопросы и обменяться мнениями с автором напрямую.

13.02.2003

 

 

Мнение авторов публикаций может  не совпадать с мнением создателей сайта 
    Design: Ron & Galia Williams 
  (с) copyright 2002-2014 | Sakha Open World | Sakha Diaspora | all rights reserved